Само понятие фашизм происходит от итальянского слова "fascio". В древним Риме этим термином обозначалась связка прутьев с топориком посередине - фасция - носимая ликторами (т.е. представителями исполнительной власти) как символ Государственной власти. Этот римский символ (как и многие другие) стал символом и эмблемой фашизма, а словом "Fascio" Муссолини назвал Итальянские боевые дружины. "Я назвал эту организацию: Итальянские боевые дружины ("fascio"). В этом жестком, металлическом слове заключена вся программа фашизма, как я его представлял, как я его хотел, как я его создал". (Муссолини, из речи в Риме 23 марта 1926 г., в 7-ую годовщину создания дружин.) А согласно символизму древних традиции фасция выражает высшее могущество, чистый принцип Империи.
Фашизм- это не гос. строй, и не гос. идеология... Фашизм- это духовное учение... Философия. Некий жизненный путь.
Отсюда следует новое понятие жизни и человека, рассматриваемых с точки зрения духовности. "Для фашизма человек - это индивид, подчиняющийся моральному закону, чтобы создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства...В этой жизни индивид путем самоотрицания, пренебрежения частными интересами, даже подвигом смерти реализует чисто духовное бытие, в чем и состоит его человеческая ценность" (Муссолини, "Доктрина фашизма").
На аналогичных принципах основано понимание жизни как борьбы, высшего долга; отрицание посредственного, удобного существования; воинственность (и даже анти-пацифизм) фашизма. Фашизм против буржуазной "удобной жизни", ибо для фашиста жизнь- вечная борьба за идеал.
Идеальный человек, предлагаемый фашизмом- воин.
Следует особо отметить, что фашизм противопоставлял себя как демо-либеральным, так и коммунистическим движениям. Это было движение принципиально нового типа. "Мы представляем в мире новое начало; чистую, категорическую, окончательную антитезу всему миру демократии, плутократии, масонства" (Муссолини, "Доктрина фашизма"). По сути своей как западная демократия, так и восточный коммунизм являются различными проявлениями одного и того же зла, той же болезни, поразившей существовавшие ранее традиционные общества. Зарождение этих идеологий произошло на основе идей Революции Третьего Сословия (более точное определение "Великой" Французской Революции), на пресловутых принципах "свободы, равенства и братства". Не будем говорить здесь о свободе, так как эта тема заслуживает отдельного обсуждения. Приведем здесь лишь одно из высказываний Муссолини:"Понятие свободы не абсолютно, ибо в жизни нет ничего абсолютного. Свобода не право, а долг; не подарок, а завоевание; не уравнение, но привилегия" (Муссолини, речь в 5-ую годовщину основания дружин) и напомним об известном различии между свободой от и свободой для (Ницше); ведь известно, что как Гитлер, так и Муссолини высоко ценили его идеи.
Основу фашистской доктрины составляет концепция Государства. "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства" Б. Муссолини. ВОТ ЭТО ТО, НАДО ЗАМЕТИТЬ, И ПРОТИВОРЕЧИТ ГИТЛЕРОВСКОМУ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМУ! Главное понятие в национал-социализме- нация. Государство для нации, а не нация для государства. Для фашиста такое немыслимо. ФАШИСТОМ НЕМЫСЛИМ РАСИЗМ.
Фашизм основывался на элементе "формы" как римской доктрине Государства; национал-социализм выдвигал на первый план жизненные силы, он же предпочел бы взять за основу дух и придать своему движению религиозную, почти мистическую окраску.
Нельзя забывать, для фашизма Государство - не мертвая, затвердевшая структура или определенное социально-политическое устройство, но живая, одухотворенная личность, причем личность в высшем смысле.
Государство имеет приоритет перед "нацией" или "народом".
Что же касается конкретного политического устройства, то в фашизме существовало два периода: монархический и республиканский. Безусловно, с точки зрения принципов первый является более естественным для фашизма. Сам Муссолини говорил о монархии как о "высшем синтезе национальных ценностей" и "основополагающем элементе национального единства". В реальной практике фашистского режима существовала так называемая диархия, т.е. сосуществование монархии и своего рода диктатуры. Подобная система имела аналоги в древнем мире и в частности в Древнем Риме, который как известно был для фашистов идеалом Государства. Муссолини называли "дуче", по латыни dux. Это звание давалось человеку, обладающему особыми качествами, которому в неспокойные для Государства времена для решения специальных задач доверялись чрезвычайные полномочия, так как самому монарху -rex, символизирующему чистый сакральный принцип авторитета и господства подобная роль была не свойственна по самому характеру высшей инстанции. Вообще, по нашему мнению, фашизм можно назвать своего рода подготовительной стадией монархии. Он ставит задачу создания новых иерархий и формирования новой элиты, что является непременным условием для существования монархии.
Действительно, фашизм отрицает гуманизм, пацифизм, индивидуализм, "свободу, равенство и братство" и утверждает трансцендентность, воинственность, авторитет, "порядок, власть и справедливость", а также приоритет политических и, если угодно, сверхчеловеческих ценностей над экономическими и общечеловеческими.
Фашист не стремится к "счастью", как его понимают демократы и коммунисты, т.е. к материальному благополучию и сытому спокойствию... Фашист- романтик, стремящийся достигнуть идеала... И, право, как это привлекательно.
AVE CAESAR! AVE DUCE!